Сколько платить механику подскажет «ТурбоСервис»

Журнал "Автомобили и Сервис" август 2004г.

Компьютерная программа не только кнут, но и пряник.

 

Эффективное управление автосервисным предприятием с помощью соответствующих программных продуктов способствует получению большей прибыли. Постулат оспариванию не подлежит. В реальной жизни ему следуют не всегда, к сожалению. Уже хорошо, если при выборе программного обеспечения руководитель задумается о том, как защититься от злоупотреблений со стороны персонала. О том, что программа должна повышать обороты предприятия и помогать мастерам больше зарабатывать, иногда не думают совсем.

 

Справедливость не в том, чтобы получали поровну, а в том, чтобы справедливо получали не поровну

 

А эта идея лежит на поверхности: всем, от кого зависит прибыль станции необходимо выплачивать зарплату в зависимости от выработки. При этом мастер будет заинтересован работать быстро и качественно. Чем больше он выполнит работ за месяц, тем большее вознаграждение он получит. Приемщик будет с улыбкой встречать клиента, вежливо с ним разговаривать, думать, как оптимально использовать посты и механиков, чтобы отремонтировать больше автомобилей в течение своей смены. Продавец запчастей будет кровно заинтересован убедить клиента прибрести или заказать необходимую деталь именно тут. Иными словами, зарплата пропорциональная проделанной работе, - это стимул. Люди стараются сделать так, чтобы клиенту понравилось, и он приехал еще раз.

Мало кто из руководителей откажется от введения у себя в автосервисе такой системы. Но у этой радужной картины есть и обратная сторона. Сотрудники хотели бы полностью доверять программе, которая считает зарплату, и иметь возможность проверить, «правильно ли посчитала программа». Если же работнику лишь сказали, что он заработал 50000 рублей в этом месяце и свободен, то у него могут возникать подозрения, что ему недоплачивают, и это недоверие отрицательно отразится на его работе. Если человек уверен, что все подсчитано правильно, доверие и уважение к фирме возрастают.

Для установления доверительной атмосферы достаточно настроить интерфейсы, которые позволят сотрудникам в любой момент связаться с компьютером и проверить свой заработок за месяц и за счет каких работ. К примеру, заменив колодки, мастер будет знать, что, проведя эту операцию, он получит в конце месяца 300 рублей. В конце дня каждый работник, набрав свой табельный номер, увидит перечень работ, которые он провел, и какой вклад в зарплату они внесли. Начальник смены должен иметь возможность просмотреть текущую выработку смены за прошедший период, а мастер-приемщик - качество оформленных и закрытых заказ-нарядов.

Давайте избегать ошибок

 

Однако при реализации механизма подсчета зарплаты часто допускают ошибки, которые порочат хорошую идею.

Программа для автосервиса ТурбоСервис позволяет начислять зарплату или от стоимости работ или от нормочасов с применением гибких тарифных коэффициентов в зависимости от многих показателей.

В результате механики видят, что все по-честному и доверяют компании.

Во многих автосервисах характерна ситуация, когда "деды" берут простые легкие работы, оставляя молодым механикам сложные.

Чтобы такого не происходило система мотивации ТурбоСервис равномерно распределяет работы исходя из сложности.

 

По какой формуле считать механику зарплату?

 

Теперь мы подошли к вопросу: «По какой формуле считать механику зарплату?» Можно платить механику за выполненные и оплаченные заказ-наряды по дате оплаты, но возможна такая ситуация: заказ-наряд клиент оплатил по «безналу» в мае, а работу выполнили в июне. Когда в конце мая формировался отчет по выработке механиков, этот наряд учтен не был, потому что работа еще не была выполнена. В начале июля формируется отчет по зарплате за июнь, и этот наряд опять в него не попадает, потому что оплачен в мае.

Похожая ситуация может сложиться, если зарплата начисляется по дате выполнения по оплаченным нарядам. Как же быть? Справедливо платить механикам, учитывая проделанные ими работы по дате выполнения без привязки к времени оплаты. Причем, если возможности программы позволяют фиксировать дату выполнения каждой работы, то за ремонт, начатый в одном месяце, а законченный в другом, механик получит зарплату в каждом месяце пропорционально реальному объему работ. В первом месяце - за часть работ по заказ-наряду и в следующем - за оставшуюся часть. Необходимо только указать даты проведения работ.

Общую зарплату можно подсчитывать либо с помощью принятых коэффициентов, либо по более сложной формуле. (Примеры приводятся в таблицах 4 и 5.).

Таблица 4. Пример I подсчета зарплаты
 Иванов
Кол-во нормо-часов на замену колодок 136
Коэффициент 300
Итого, зарплата, руб. 40 800

 

Таблица 5. Пример II подсчета зарплаты

 Иванов
Норма выработки по плану, ч 80
Отработанно нормо-часов 136
Превышение плана 56
Коэффициент за превышение 350
Оклад за план, руб. 24 000
Премия, руб. 19 600
Итого, зарплата, руб. 43 600

 

Хотите получать полезные материалы по улучшению работы Вашего автосервиса?

Подпишитесь на рассылку. Обязуемся высылать Вам только полезные и интересные материалы.

Не забудем про коэффициенты трудового участия (КТУ)

 

Программа позволяет вводить коэффициенты трудового участия (КТУ). Тогда нормо-часы будут делиться между механиками не поровну, а с учетом коэффициента. Например, КТУ механика Иванова - 0,5, а Петрова - 1. Тогда при проведении работы в 1 нормо-час Иванов получит зарплату за 0,67 нормо-часа, а Петров за 0,33 нормо-часов

В программе должна быть предусмотрена возможность учитывать реальные трудозатраты. В этом случае нормо-часы можно делить пропорционально затраченному времени. Допустим, Иванов и Петров первые 0,5 часа работали вдвоем, а затем 0,5 часа Иванов работал один. Допустим, вместе они выработали 0,75 нормо-часа. Правильное решение - поделить выработку пропорционально затраченному времени: Иванову - 0,5 нормо-часа, а Петрову - 0,25 нормо-часа. При подсчете можно комбинировать изложенные выше варианты. Если в программе заложена такая возможность, выбор варианта - за руководителем

 

Какие показатели характеризуют работу мастера ремзоны?

 

Зарплату начальника смены (мастера) можно поставить в зависимость от количества нормо-часов, которые механики выработали в его смену. Также мастер отвечает за качество ремонтов. И в его должностные обязанности входит контроль качества работ, выполняемых механиками. Ваша программа должна учитывать отметки мастера о том, что он произвел контроль качества ремонта и лишь после этого машина может быть отдана клиенту.Зарплату мастера можно привязать к показателю количества сделанных им проверок качества.

 

Мастер-приемщик - ваш источник дополнительного дохода.

 

Далее приведем пример расчета зарплаты мастера-приемщика. Она должна зависеть от количества не только выполненных, но и оплаченных нормо-часов. Чтобы избежать ошибок подсчета в приведенных вариантах с механиками, вводится параметр «дата закрытия» заказ-наряда как более поздняя из дат полного выполнения работ по заказ-наряду и дата оплаты. Если при подсчете зарплаты анализировать дату закрытия, то ни один заказ-наряд не будет упущен из подсчета, и мастера-приемщики, общаясь с клиентами, будут отслеживать своевременную оплату заказа клиентом. Тогда в расчет зарплаты мастера за август попадут заказ-наряды, выполненные, например, в июне и оплаченные в августе или выполненные в августе, но оплаченные в июле.

Есть еще одна тонкость. Заказ-наряд может открыть первый мастер-приемщик, а дополнять его уже в другую смену второй. Как справедливо поделить в зарплате такой заказ-наряд? Ответ прост - программа должна фиксировать кто и какую работу оформлял. Тогда при подсчете будет анализироваться не открытие заказ-наряда, а фамилия мастера-приемщика, оформившего определенные работы.

Именно мастер-приемщик является вашим дополнительным источником дохода. Разработайте процедуры и системы мотивации для того, чтобы ему было интересно предлагагать клиенту пакеты дополнительных услуг: дополнительную диагностику для неторопящегося клиента, "сезонные" пакеты (щетки, омыватели, подогревы, шины и т.п.), люкс-мойку и многое другое.

С продавцом запчастей можно поступить так же, как с мастером-приемщиком. Только зарплату платить либо со стоимости проданных им запчастей, либо с дохода. Естественно, анализировать нужно дату закрытия счета. Для отдела запчастей это особенно актуально. Ведь иногда ждать запчасти клиенту приходится более месяца. Допустим, клиент внес полную предоплату в мае, а по факту запчасть отгружена в августе - в этом месяце реализация будет учтена при подсчете зарплаты продавца.

Если коллектив большой, то подсчет зарплаты для работников разных отделов отнимает много времени. Для руководителя более удобно получать единый список зарплаты сотрудников, сгруппированный по отделам. В этом списке зарплата разных отделов подсчитана по разным правилам, но сведена к общей форме.

 

Какую программу для подсчета зарплаты выбрать?

 

Построив грамотные правила подсчета зарплаты, можно дать сотрудникам возможность до выплаты познакомиться с их зарплатой и сэкономить время, отвечая на вопросы «Почему столько?».

Нужно предусмотреть и еще один момент. Ремонт некоторых автомобилей проходит через границу месяца. Если в день зарплаты отметить, что работы по автомобилю окончены в прошлом месяце, а после выплаты зарплаты «снять выполнение» и поставить его в текущем месяце, то сотрудники получат деньги за один и тот же заказ-наряд дважды. Избежать этого можно: в программе должна быть поэтапная система блокировок и возможность закрытия периодов. Мы расскажем об этом в следующих публикациях.

Не радуйтесь, когда программисты заявляют - «Мы сделаем все, что вы закажете!». Вы уверены, что поставили задачу правильно и не придется, потом все переделывать? У фирмы-разработчика должны быть хорошие методисты, которые проанализируют поставленную задачу и возможно рекомендуют иное решение.

На рынке работает поставщик программ для автосервиса, который на основе семилетнего опыта внедрения программы подготовил решения текущих и будущих задач, оставив при этом большой простор для воплощения ваших идей и расширения функциональных возможностей. Название программы TurboService. Именно поэтому разработчик спокоен за своих клиентов от Владивостока до Калининграда - все будет работать и люди останутся довольны.

 

 

Рейтинг: 0, голосов: 0

Остались вопросы?
Хотите оставить заявку
на внедрение ТурбоСервис?

Нажимая кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных