Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Е.Е Майоров, Т.А. Черняк, М.С. Стародубцев
Санкт-Петербург, Россия
В представленной статье рассмотрена управленческая задача создания надежной, современной, адаптивной, гибкой и функциональной IT-технологии для организации. Показано как формируется IT-стратегия, которая определяет набор приоритетных инициатив в области информационных технологий. Приведенная стратегия позволяет согласованно и скоординировано развивать информационно-технический комплекс организации с участием всех подразделений на базе единых требований для достижения поставленных целей.
В последние пять лет развитие информационных технологий влечет за собой изменения в организациях. Новая техника и технологии применяются не только для автоматизации сбора и обработки данных, но и для реализации различного рода идей, а также способов получения конкурентного преимущества. IT-технологии становятся незаменимым инструментом достижения локальных, тактических, стратегических целей и устойчивого развития организации. Информационные системы способны своевременно предоставлять необходимую, достоверную и взвешенную информацию, распределенную по основным направлениям финансово-экономической и производственной деятельности компании, пригодную для всестороннего анализа и достаточную для принятия решения.
Эффективная разработка IT-технологии для решения ключевых задач в организации требует:
1. формирование IT- стратегии организации;
2. анализа и оценки текущего состояния IT-обеспечения;
3. формирование концепции развития IT;
4. подхода к реализации концепции развития IT;
5. организации работ по реализации концепции развития IT;
6. технико-экономическое обоснование отдельных проектов информатизации организации на основе выделяемых факторов эффективности.
IT-стратегия – это программа развития информационных систем в соответствии со стратегией развития организации, текущими и будущими потребностями рынка. При разработке IT-стратегии закладываются основные параметры создаваемой информационный основы, чтобы она отвечала следующим требованиям:
– масштабируемость – система должна учитывать растущие потребности организации;
– гибкость – система должна быть легко настраиваемой под изменения внутренних процессов и внешней среды;
– стандартизация – различные компоненты системы должны быть совместимыми и соответствовать требованиям информационной безопасности;
– экономическая эффективность – использования того или иного решения должно быть оправдано экономически;
– независимость – заказчик не должен попадать в зависимость от поставщиков решений, при этом не должна возникать необходимость в содержании собственного штата программистов.
Взаимосвязь стратегических целей и задач организации и стратегии информатизации может быть выражена следующим образом:
– бизнес-стратегия определяет направления развития основной области деятельности организации и причины в данном направлении;
– стратегия информатизации идентифицирует IT, которые требуются для поддержки и оптимизации бизнес-стратегии, и показывает, как эти технологии и системы могут быть реализованы в организации [Гурков,2008, с. 288].
Анализ информационных систем в организации осуществляется с целью определения их соответствия функциональным задачам бизнеса на разных уровнях управления, пользовательского окружения, структуры информационных потоков, организации хранения данных и доступа к ним. Целью такой диагностики является определение текущего состояния IT-обеспечения для его дальнейшего развития в соответствии с разрабатываемой стратегией IT.
Для проведения диагностики должны быть выполнены следующие этапы:
– диагностика IT-обеспечения основных функциональных процессов и инструментов управления;
– анализ IT-инфраструктуры;
– характеристика обеспечения информационной безопасности;
– характеристика организационного обеспечения IT;
– типологизация и характеристика затрат наIT-обеспечение.
Основные принципы при формировании концепции IT-технологий:
– развитие IT должно находится в русле стратегического развития организации;
– закрепление в архитектуре IT-структуры деятельности организации и содержания ключевых процессов этой деятельности;
– удовлетворение приоритетных задач бизнеса;
– защита инвестиций IT;
– комплексное решение;
– баланс между текущими и стратегическими задачами.
Основная отдача от автоматизации организации может быть получена за счет оптимизации управленческих процессов в организации, управления операционными процессами и управления финансовыми фондами. Значит разработка современной IT-технологии должно идти по четырем основным направлениям:
1. последовательная автоматизация всех операционных процессов, обеспечивающих снижение затрат и улучшение ключевых показателей эффективности бизнес-подразделений организации;
2. развитие корпоративной информационной системы, основанной на интегрированном решении и эффективных процедурах сбора и обработки и представления информации;
3. создание инфраструктуры IT, удовлетворяющей современным требованиям по уровню надежности и безопасности;
4. повышение эффективности работы пользователей и персонала блока IT [Михайлов, 2001, с. 134].
Яркий пример автоматизированной информационной системы, которая предназначена для повышения прибыли в компании за счет минимизации издержек, повышения эффективности автосервиса и оптимизации управленческих процессов в организации это сайт и пакет программ от компании «БастионГруп» а именно:
TurboService |
программа для автоматизации деятельности автосервисов |
Аutosalon |
программа для автоматизации деятельности автосалонов |
Monopolia |
программа для автоматизации финансовой деятельности крупных холдингов |
Personal |
программа для автоматизации процедур по начислению заработной платы. Запись на ремонт - программа-планировщик загрузки СТО. Процессинг - назначение и контроль исполнения задач. Обслуживание компьютеров. |
Разработка системного проекта по созданию комплексной информационной системы, предполагающего интеграцию действующих и создаваемых компонент, являются основополагающим подходом к реализации концепции развития IT- технологий. Объем и сроки реализации отдельных проектов определяются по результатам оценки текущего состояния IT-обеспечения организации, детального анализа результатов и определения направления развития IT-технологий организации. Программа реализации проектов начинается с выполнения комплекса работ по подготовке к внедрению и детальному планированию работ по отдельным задачам автоматизации бизнес-функций в рамках стратегии развития IT- технологий.
Организация работ по реализации концепции связана с определением ролей и функций подразделений IT-обеспечения. В организационной структуре департамента IT выделены подразделения, отвечающие за развитие IT – это отдел управления проектами IT. Деятельность этого подразделения строится на проектной основе. Начальник данного подразделения формирует необходимое количество проектных команд, в которых собраны сотрудники соответствующей специализации. При этом проектные команды могут формироваться из специалистов, находящихся в административном подчинении у других начальников отделений, в зависимости от специфики каждого конкретного проекта [Майоров, Черняк, 2015, с.554].
Управление процессом реализации стратегии IT и контроль над ходом и результатами каждого из проектов строятся на основе следующих принципов:
– в службе IT должна существовать группа специалистов-аудиторов качества проектов;
– в каждом проекте должен быть контролер качества;
– в организации должны быть четко определены и утверждены принципы управления проектными рисками;
– в организации должны быть утверждены единые показатели контроля проектных процессов;
– мотивация участников проекта должна быть связана с результатом проекта;
– обязательной является процедура контроля проекта по его завершению;
– должна быть установлена единая частота контрольных процессов.
В результате новейших IT-технологий организация получит надежную, гибкую и масштабируемую IT- технологию, позволяющую на качественно новом уровне организовывать такие процессы, как управление проектной деятельностью, управление операционной деятельностью, управление рисками, продажами, финансами и другими бизнес-процессами. IT- технологии повышают эффективность информационного обмена между структурными подразделениями организации, дают оперативность принятия решений и реализации задач подразделений, что является одним из наиболее значимых факторов успешности организации – его рентабельности, прибыльности, конкурентоспособности.
Библиографический список
Монография:
Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. – М. Дело, 2008. – 288 с.
Михайлов А. Стратегическое планирование развития системы информационного обеспечения. – М.: Высшая школа международного бизнеса АНХ, 2001. – 134 с.
Статья в сборнике:
Майоров Е.Е., Машек А.Ч., Цыганкова Г.А., Черняк Т.А. Возможность использования информационной системы в образовательных учреждениях // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре XXI века: сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2015. – 554с.
Майоров Е.Е., Машек А.Ч., Удахина С.В., Цыганкова Г.А., Черняк Т.А. Разработка современной IT-технологии для решения ключевых задач в организации // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре XXI века: сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2015. – 554с.
В результате новейших IT-технологий организация получит надежную, гибкую и масштабируемую IT- технологию, позволяющую на качественно новом уровне организовывать такие процессы, как управление проектной деятельностью, управление операционной деятельностью, управление рисками, продажами, финансами и другими бизнес-процессами. IT- технологии повышают эффективность информационного обмена между структурными подразделениями организации, дают оперативность принятия решений и реализации задач подразделений, что является одним из наиболее значимых факторов успешности организации – его рентабельности, прибыльности, конкурентоспособности.
Библиографический список
Монография:
Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. – М. Дело, 2008. – 288 с.
Михайлов А. Стратегическое планирование развития системы информационного обеспечения. – М.: Высшая школа международного бизнеса АНХ, 2001. – 134 с.
Статья в сборнике:
Майоров Е.Е., Машек А.Ч., Цыганкова Г.А., Черняк Т.А. Возможность использования информационной системы в образовательных учреждениях // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре XXI века: сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2015. – 554с.
Майоров Е.Е., Машек А.Ч., Удахина С.В., Цыганкова Г.А., Черняк Т.А. Разработка современной IT-технологии для решения ключевых задач в организации // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре XXI века: сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2015. – 554с.
Рейтинг:
, голосов: